Уроки Работа на планшете Руслан Гильзидинов 29 марта 2017

Как научиться рисовать: этап 4

Сложность урока: Легкий

Рисование многолико. С одной стороны, мы восхищаемся рисунками, которые столь точно передают реальность, с другой стороны нас привлекает ее искажение, некоторые его виды. В чем же разница между вашим нереалистичным рисунком и работой в таком же стиле, выполненной профессионалом? Есть ли некие правила “антиреализма”, которым необходимо следовать? И как вы можете создать свой собственный стиль подстать профессиональному?

Сегодня мы завершаем серию «Как научиться рисовать» изучением самого непростого навыка из всех. На этот раз, я не могу вам точно сказать, что делать – это будет, скорее, несколько советов, которые вы можете использовать на своем творческом пути.

Что такое стиль и зачем он нужен?

Для понимания данной темы и создания собственного стиля, вам понадобится знание о том, что такое, собственно, стиль, реализм и фотореализм.

Давайте сравним рисование с другим навыком, также основывающимся на линиях – с письмом. И рисование, и письмо помогают передать смысл визуально. Несмотря на то, что идея может быть одна, способов ее передать существует великое множество.

Когда вы учитесь писать, в первую очередь вы учитесь правильно держать ручку/карандаш, а потом создавать при их помощи бессмысленные закорючки (Этап 1). Затем вас учат с точностью копировать знаки, которые обладают определенным смыслом (Этап 2). Позже, вы учитесь, как излагать свои мысли на бумаге так, чтобы другие смогли их понять (Этап 3). Наконец, у вас появляется собственный способ написания подобных знаков – быстрый, легкий, следующий за естественным ритмом вашей руки (Этап 4).

Вы и сами видите, что разницы между этими двумя навыками почти нет. Это значит, что у вас уже есть свой собственный стиль – стиль письма. Его качество, конечно, никак не относится к вашему умению рисовать – мой почерк, например, даже мне самой порой трудно разобрать! Истинное сходство этих двух навыков в происхождении стиля.

Ваш почерк – это искаженная версия оригинальных символов, которым вас научили давным-давно. Вы исказили их не потому, что они вам не нравились – это произошло само собой, когда вы пытались писать быстрее. Это вышло у вас даже ненамеренно. Вы не пытались искать пути более быстрого соединения букв, или, например, менять их форму, чтобы писать было легче. Даже сейчас вам было бы непросто описать эти элементы вашего стиля по памяти!

Единственная причина, по которой это случилось – вам хотелось передавать идею наиболее быстрым и удобным способом. Хотя вас и учили определенной форме букв, вы выяснили, что их все еще можно будет понять, если слегка изменить их форму. Конечно, менять их следует в разумных пределах, но, тем не менее, существует бесчисленное количество модификаций, которыми вы можете воспользоваться.

Помимо вашего “рабочего” почерка, вы также можете создавать и другие стили. Писать что-либо таким почерком не столь быстро, а также не столь естественно, но у него есть особые функции. Вы можете использовать разные стили, когда вас, например, просят подписать официальный документ, и когда вы пишете приглашение на свадьбу. Такие стили вам, возможно, не так легко повторить, но все же вы можете это сделать, если сконцентрируетесь.

Уже видите аналогию? У нас есть основной стиль – собственно, реализм – и он может быть модифицирован множеством разных способов, не теряя при этом смысла. Важный урок, который вам следует извлечь из данной аналогии, заключается в том, что вы не сможете создать стиль, если вы не сможете сначала скопировать оригинал.

Есть ли у вас стиль?

Общепринятое понимание “стиля” зачастую связывается с “хорошо развитый, уникальный, узнаваемый стиль”. Поэтому когда говорят что-то вроде “У нее есть стиль!”, то подразумевают комплимент, а не утверждение очевидного факта. Иметь стиль вовсе не значит что-то особенное. Это значит лишь то, что определенные качества вашего рисунка имеют свойство повторяться в ваших работах, намеренно вы это делаете или нет.

Стиль основывается на правилах – это единственный способ получить из него что-то стоящее. Если вы не можете что-то описать, это что-то не существует нигде, ни в реальности, ни у вас в голове. Поэтому, чем больше в вашем “стиле” случайных элементов, тем меньше он действительно похож на стиль. Например, если у каждого из нарисованных вами волков разная анатомия – то все это превращается в игру-угадайку.

Это один стиль? Или два? Или три?...

Сами по себе стили не могут быть плохими или хорошими. “Плохой стиль” - это очень субъективное понятие – например, для вас, стиль Пикассо тоже может быть плохим стилем, потому что вы предпочитаете реализм. Однако, существует и другое понятие - “недостаток стиля” - и вот оно уже более объективное. Грубо говоря, это процент случайных элементов в вашем стиле.

Предлагаю вам тест: нарисуйте что-то, а потом нарисуйте то же самое через неделю. Чем больше будут различаться эти рисунки, тем меньше у вас стиля. И, кстати, перемены могут быть не обязательно такими разительными, как на примере выше. Если изменилась ширина шеи, или, например, вы иначе разместили глаза – это признак того, что вы стреляете в темноту.

Что, конечно, не плохо! Это нормально в процессе обучения. Посмотрите на номер этого этапа – он последний и самый продвинутый, потому что...

Сначала реализм

Дело не в том, что я предпочитаю реализм другим стилям, потому что он “лучше” или “красивее”. Правда в том, что понятие “реалистичный” по отношению к рисунку является синонимом понятия “узнаваемый”.

В вашем стиле глаза могут быть огромными, но они все еще выглядят, как глаза и выполняют их функцию. Ноги могут быть до смешного длинными, но они все еще сгибаются в определенных местах, создавая возможность движения. Тут дело не в предпочтениях – если вы хотите, чтоб ноги можно было узнать, основывайте их на реальной версии.

Это как с письмом – вы можете добавлять завитки, сгибать и укорачивать, но только если вы модифицируете оригинальные буквы. Вы не можете сами придумать буквы и писать при помощи этих букв, потому что никто не будет их понимать (кроме вас). Голосить “Это мой стиль!” тут не поможет!

Сколько бы времени не потратили, никто не сможет читать ваши выдуманные буквы.

Если вы хотите нарисовать животное, не пытайтесь угадать, как оно выглядит, и не называйте результат “своим стилем”. Есть несколько совершенно определенных вещей, которые делают животное животным – те детали, которые запоминает наш мозг, чтобы в дальнейшем узнать предмет. Вы не можете их выдумать потому, что они уже определены!

Если вы переживаете из-за отсутствия стиля, обычно это значит, что у вас есть проблемы с повторением того, что вы рисовали раньше. Но это не проблема со стилем; вам просто необходимо чуть больше контроля над вашими рисунками. Этому вы можете научиться в предыдущих уроках серии. Если вам кажется, что это ваш случай, перестаньте читать и вернитесь к предыдущим этапам.

Также предыдущее предложение относится к вам, если вы хотите, чтобы рисунки ваши стали более красивыми. Если вам не нравятся ваши рисунки, то, возможно, проблема в ваших навыках, а не в стиле или его недостатке. Можете ли вы с легкостью рисовать реалистично? Отлично, тогда продолжаем. Если нет, то вы не готовы к данному этапу. Научитесь писать, прежде чем создавать свой собственный стиль!

Опасность готовых стилей

Существует причина тому, почему наиболее яркие стили пришли из мультиков и комиксов. Когда вы хотите создать анимацию, вам придется нарисовать десятки идентичных рисунков только чтобы воспроизвести простое движение. Поэтому стиль, который вы используете, будет легко воспроизвести без ошибок. То же самое с комиксами – если вы хотите рассказать историю, вам нужно будет нарисовать своих персонажей много-много раз. Было бы глупо тратить на это каждый раз часы и часы, зная, что читатель будет смотреть на каждую часть комикса несколько секунд.

Поэтому кажется, что этим стилям научиться проще, и поэтому они больше других подходят для новичков. С парочкой простых правил, вы, скорее всего, сможете создать рисунок, имеющий очевидный смысл, и даже скрыть свою неспособность нарисовать что-то реалистичное. Другими словами, эти стили гарантируют, что ваши рисунки будут выглядеть профессионально, если вы со своей стороны приложите немного усилий.

Вот откуда исходит популярность мультяшных стилей и стиля манги. В них есть несколько простых правил, которым вам необходимо следовать, чтобы что-то нарисовать – что-то, что будет выглядеть как работа профессионала, несмотря на то, что процесс, на котором было основано создание рисунка, кардинально отличается.

Начинать учиться рисовать с мультяшного стиля или манги сродни тому, чтобы учиться печь торты, используя готовую смесь для теста. Конечно, у вас может получиться великолепный торт, но вы даже не будете знать почему, и больше ничего не сможете испечь. То есть, хороший рисунок в результате работы совсем не является доказательством того, что вы умеете рисовать, ибо в данном вопросе важен сам процесс.

Можете ли вы научиться стилю? (И нужно ли вам это?)

Как и на письме, стиль появляется сам собой. Как только вы попытаетесь освоить реализм, вы просто начнете подгонять его под свои нужды, чтобы рисовать быстро и эффективно. Вам не нужно сидеть и размышлять над этим – со временем это постепенно произойдет само. Верите или нет, но даже сейчас “реализм”, который вы создаете – это его модифицированная версия!

Но это применимо только к тому самому основному личному стилю. Так же, как вы используете свой почерк, чтобы что-то писать, и можете по необходимости воспроизвести другие его вариации, вы можете и создать больше стилей рисования – например, один для комиксов, или чтобы облегчить процесс создания ваших работ. Вот тут может быть полезным сесть и подумать – и тут же вам пригодится “рабочий стиль”.

1. Анализируйте стили

Очень хороший, но в то же время опасный способ поиска своего собственного стиля – это анализировать те стили, которые вам нравятся. А опасность заключается в риске копирования некоторых элементов стиля, вместо создания собственных, потому что вы не сможете представить их иначе. Однако, хороший анализ не должен вам навредить.

Выберите несколько примеров стиля, который вам нравится. Попробуйте найти их оригинальные версии. Например, если это стиль Короля Льва, сравните льва в этом стиле (2), и реального льва (1), возможно, в одинаковых позах.

Сделайте заметки для каждого персонажа отдельно. Спросите себя:

  • Какие элементы были скопированы с оригинала без особых изменений? Почему?
  • Какие элементы были полностью исключены и почему?
  • Какие элементы претерпели изменения и как именно они изменились? С какой целью?

Простой анализ может выглядеть так (это просто небольшой пример; делайте его настолько длинным, насколько считаете необходимым, чтобы все отметить):

Когда вы проведете подобный анализ для нескольких персонажей из одного стиля, у вас должно получиться воссоздать некоторые правила этого стиля. Например, вы можете заметить, что у персонажей Диснея большие круглые глаза, если это хороший персонаж, и глаза меньше или постоянно прищуренные, если это злодей.

Так как во время такого анализа вы отвечаете на много “почему”, вы учитесь понимать возможные причины модификации реализма (они не случайны!). При создании собственного стиля это будет очень полезно.

Дополнительная сложность

Некоторые стили так популярны, потому что они кажутся единственным хорошим способом модифицировать реальность рядом с другими. Например, возможно будет непросто нарисовать упрощенного льва для детей с “эмоциональным” лицом, который бы не имел ничего общего со стилем Короля Льва, потому что ваше подсознание будет предлагать вам уже опробованные решения.

Усложните себе задачу – выберите персонажа из популярного стиля, и попробуйте нарисовать его другим способом, не утратив смысла. Как знать, быть может таким способом вы создадите новый, классный стиль!

2. Упрощайте реальность

В большинстве случаев, мы хотим упростить реализм, чтобы передать исходную идею более просто и быстро. Однако, это непросто. Как далеко вы можете зайти, прежде чем изображение утратит смысл?

Чтобы упростить реализм, вам нужно преобразить реалистичные элементы в их символические аналоги. Например, длинная, тонкая, эластичная трубка, крепящаяся к крупу животного, обычно воспринимается, как хвост, даже если мы не узнаем животное. Две черных, симметричных точки на лице воспринимаются, как глаза, а длинные палочки, перпендикулярные по отношению к земле – обычно ноги.

Вы можете узнать жирафа на картинке ниже, несмотря на то, что он состоит лишь из нескольких линий. У него нет носа, чтобы дышать, нет ушей, чтобы слышать. У него есть лишь две ноги без суставов, так что он даже не сможет двигаться. А его шея слишком тонкая для всех жизненно важных органов внутри нее. И что, это правда, жираф?

Нет, но ни один рисунок не может быть жирафом. Жираф – это животное, а не набор линий. Линии могут создавать определенные символы, которые наш мозг связывает с чем-то реальным. Даже если вы смотрите на настоящее животное, ваш мозг ищет следующие признаки: «Длинные ноги, короткое тело, очень длинная шея...Да, это жираф!» Между прочим, именно поэтому рисовать по воображению так сложно – на самом деле, вы просто пытаетесь сначала изобразить эти простые признаки!

Мы можем воспользоваться этим свойством нашего мозга, чтобы создавать разные стили. Если вы взгляните на лица в манге, вы обнаружите, что на деле они очень нереалистичны: огромные, непропорциональные глаза, почти отсутствующий нос, крошечный рот...И выражения лица еще более символические! Но в этом и суть – если вы можете это узнать, то это работает.

Поэтому так важно понимать, как работают символы. Вам нужно увидеть то, что ожидает ваше сознание, и где находится грань между понятным и непонятным изображением. Чтобы это сделать, попробуйте это простое упражнение:

Выберите животное и нарисуйте его настолько точно, насколько это возможно (это первый уровень упрощения!). Затем нарисуйте его снова, на этот раз упростив элементы. Продолжайте это делать шаг за шагом, пока упрощать уже будет нечего.

Теперь найдите момент, на котором животное перестало быть узнаваемым. Вы поймете, какие элементы необходимы для того, чтобы животное было узнаваемым, даже если они достаточно символические. Сохранив эти элементы, не важно, насколько упрощенные, вы можете модифицировать или убрать все остальное – можете создать даже самый безумный стиль! Только будьте осторожны, и не добавляйте элементы других животных, иначе результат будет не очень понятным.

Темная сторона характерных признаков

Порой вы можете создать стиль, применив все необходимые правила, и он все еще будет выглядеть...неправильно. Это потому, что в нашем подсознании содержатся целые библиотеки “правильных” вещей. Кое-что из этого исходит из золотого сечения, но в основном – из привычных нам вещей.

Глаза симметричны не потому, что “так должно быть”. Наше понимание того, “как должно быть” рождается из нашего опыта. Если Х был бы Y каждый раз, когда вы его видите, вы ожидаете, что он будет Y и в следующий раз, когда вы его увидите. Он не был бы нормальным, правильным, если был бы не Y.

Проблема заключается в том, что библиотека недоступна для чтения. Она основывается на сравнении, то есть она активируется, когда вы на что-либо смотрите. Следовательно, сначала вам нужно что-то нарисовать, чтобы увидеть, выглядит ли оно правильно. И во множестве случаев вы не будете понимать, что здесь не так. Может быть, проблема в скрытой симметрии, которую мы измеряем подсознательно: может, рисунок не похож на ваш любимый стиль, и ваше подсознание видит в этом ошибку...

В основном, ваше подсознание хочет, чтобы определенные вещи были устроены определенным образом. Чтобы создать “правильный” стиль, вам нужно понять, что ожидает ваше подсознание, и дать это ему. Эту проблему я не смогу решить за вас. Вы можете лишь анализировать реальность, искать характерные признаки, которые могут быть необходимы вашему подсознанию, и экспериментировать с ними. Создание новых признаков возможно, но очень сложно, и я бы этого не советовала, если вы не слишком уверены в своих способностях.

3. Преувеличивайте реальность

Как только вы разберетесь, из каких характерных черт состоит то или иное животное, вы можете поиграть с преувеличением. Это очень полезный прием для художника, чтобы изобразить что-то, чего на самом деле не видно.

В Короле Льве, сила и титул Муфасы подчеркнуты его крепко сложенным телом, в то время как Шрам двигается и выглядит, как хитрый лис. Реализм не позволит вам изобразить персонажа таким образом – львы в целом похожи, и психологические черты редко влияют на физические. Для этого нам и нужны другие стили.

Чтобы в этом попрактиковаться, еще раз выберите животное. Представьте, каким оно может быть, например:

  • умным, но очень скромным и нервным
  • храбрым и независимым
  • легкомысленным, игривым и дружелюбным

Нарисуйте это животное, согласно этим чертам, подчеркивая его черты преувеличением некоторых частей тела. Вы можете воспользоваться несколькими стереотипами (например, некрасивый = злой), чтобы нарисовать тело, но это не значит, что вам нужно сохранять эти стереотипы. С другой стороны, смешивание физиологии, которая подразумевает одно и противоположного характера – это здоровский способ создания замечательного персонажа!

Вы должны быть очень осторожны, и замечать те стереотипы, которые вы переняли из других стилей. Например, большие круглые глаза – это хороший способ подчеркнуть невинность персонажа, но не единственный. Всякий раз, когда вы ловите себя на копировании элементов других стилей, упрямо пробуйте что-то другое. Подойдите к вопросу творчески!

Как только вы нарисуете персонажей, попробуйте разобраться, какие черты вы преувеличили и почему. Есть ли другой способ это сделать? Если вы хотите отчетливо передать смысл в своем стиле, вы также должны быть знакомы с этими символами – символами, связывающими тело с персонажем.

4. Расширяйте реализм

Иногда реализм разочаровывает. Например, лев, у которого мошки вьются около глаз, и засохшая грязь прилипла к бокам, может быть очень реалистичным, но он определенно менее величественный, нежели зверь с золотой шерстью, и гривой, развевающейся на ветру. Вы можете вдохновиться тем, как опасно выглядят рога оленя, а затем узнать, что на деле это очень робкое животное, совсем не любящее драки.

Расширенный реализм – это способ представить предмет таким, каким бы вы хотели его видеть, вне зависимости от того, каков он в реальности. Это может принять вид некоторых косметических изменений (например, сделать шерсть оленя более величественной), или почти жульничества (рисование больших и хорошо различимых мышц под толстой шерстью).

Разница между этим и преувеличением в том, что в данном случае модификации применяются ко всем животным вида, чтобы сделать их более “реальными”, чем они есть. Цель в том, чтобы создать новую реальность, в которой все выглядит лучше.

Я помню, как в детстве я смотрела Животных Фартингского Леса, и мне безумно нравились эти белые лани. Они выглядели столь благородно! Можете представить мое разочарование, когда я увидела настоящих ланей, и узнала, что большинство из них не белые, более того – они очень похожи на худых коров!

Олени в этом мультике выглядели так не случайно. Они были созданы реалистичными, но также их слегка “подправили”. Этим вы и можете заняться в качестве упражнения. Представьте, что вы Создатель. Что вы можете сделать, чтобы олень стал более похож на оленя? Есть множество способов это сделать!

Они оба реалистичные, разве нет? Подождите-ка...`

Может показаться, что это небольшое жульничество – почему бы просто не нарисовать животное таким, какое оно есть? Однако, нет ничего плохого в том, чтобы сделать персонажа более красивым, до тех пор, пока вы не делаете это по незнанию (“Я не знаю, как выглядит олень, поэтому я нарисую его, как лошадь с рогами”).

Есть несколько обязательных черт, которые вам не следует менять (те самые “символы” животных, о которых мы говорили ранее, как, например, косолапая походка медведя), но вы можете свободно изменять остальные. В конце концов, искусство - это креативность, а не копирование точь-в-точь!

5. Создайте лист рекомендаций

Когда вы поймете правила создания стиля, вы можете преступить к его созданию. Это сложная часть. Как я говорила ранее, стиль основывается на правилах, благодаря которым вы сможете стиль повторить. Вы – создатель стиля, и это ваше задание – создать эти правила, а также сделать так, чтобы вы в будущем смогли с легкостью ими воспользоваться.

Хороший, аккуратный стиль должен быть продуманным. Вы не можете основывать стиль на удаче и догадках! Каждый элемент должен быть протестирован и описан. Чтобы в этом убедиться, лучше создать листок с рекомендациями к вашему стилю.

Начните с набросков. Раскройте свою идею и рассмотрите несколько вариантов. Не останавливайтесь только потому, что нарисованное выглядит хорошо – быть может, следующий набросок будет еще лучше! Не ограничивайте себя, но рисуйте по всем правилам. Спросите себя:

  • Какова цель этого стиля?
  • Кто входит в мою целевую аудиторию, и чего они хотят?
  • Каковы мои персонажи, и как я могу передать это при помощи стиля?
  • И вновь:
  • Какие элементы мне следует оставить нетронутыми?
  • Какие элементы следует исключить?
  • Какие элементы нужно преобразовать и как?

Не заморачивайтесь над излишней аккуратностью, делайте много заметок, и продолжайте создавать наброски до тех пор, пока не будете уверены в том, чего же вы все-таки хотите. Теперь, обведите эскизы, которые вы хотите включить в свои лист рекомендаций. Возьмите чистый лист бумаги (или воспользуйтесь своим блокнотом), и опишите ваш стиль и при помощи картинок, и при помощи текста.

Представьте, что вы создаете лист рекомендаций для другого художника, с которым у вас нет возможности поговорить. Он должен нарисовать персонажа в вашем стиле, пользуясь только этими рекомендациями, поэтому он должен быть полным и очень детальным. Можете использовать несколько листов и разделить заметки и рисунки – в общем, настолько удобным, насколько это возможно.

Это может стать одним из множества страниц в ваших рекомендациях

Вот что вы можете включить в этот лист:

  • Заметки (цели, все зачем и почему)
  • Изменения
  • Детальные эскизы
  • Все о движении (например, кадры, запечатлевшие вашего персонажа при ходьбе)
  • Выражения лица
  • Этапы развития

...и многое другое, все, что вам может понадобиться! Рекомендации должны быть полными, четкими и последовательными. Нужно сделать так, чтобы вы смогли нарисовать персонажа в разных позах, и он не выглядел на каждом рисунке, будто какой-то новый персонаж. Вы даже можете попросить знакомого художника протестировать для вас эти рекомендации. Если он нарисует персонажа иначе, чем вы ожидали, то, возможно в ваших рекомендациях чего-то не достает.

Помните, что на создание хорошего стиля требуется время. Не пытайтесь сделать все за один присест – эта работа должна быть качественной, а не быстрой.

Заключение

Конечно, реалистичные рисунки – это круто, но лишь при помощи стиля вы привносите в реализм что-то свое. Правда в том, что не нужно этому учиться – все придет к вам, как только вы перестанете гадать, и начнете основывать свои рисунки на четких правилах.

При создании стиля для комиксов или другой особой цели, помните, что некоторые стили стали популярными не потому, что они “красивые” или “идеальные”, но потому, что они – это часть хорошей истории. У каждого стиля, даже у самого странного, есть шанс стать популярным, если он будет мелькать достаточно часто. Так что не бойтесь экспериментировать – возможно, вы найдете фанатов среди тех, кому безумно надоели клише!

Автор: Monika Zagrobelna

Источник: design.tutsplus.com

Комментарии 4

Большое спасибо за эти материалы! Очень поучительно!

Спасибо.По этим рекомендациям можно нарисовать что-то свое.А то изучение академического рисунка както не доходило без вашего урока(.Теперь все ок.

Спасибо за урок.Как раз анатомия хромает

Классно, конечно!!! Осталось только купить планшет!!!

Добавить комментарий / работу

Новые работы пользователей

По заданным фильтрам работы не найдены

Попробуйте изменить критерий поиска или сбросить фильтры


Смотреть все работы

Предыдущая Следующая
Добавлена {{work.date}}
Не удалось загрузить работу. Возможно она была удалена.
GIF {{work.bite}} Мб Загрузить
Редактировать Удалить
18+
Работа имеет содержимое для 18+ лет
{{work.views}} {{work.comments}}
Жалоба

Комментарии {{work.childs.length || 0}}

Видео к работе
Популярные работы автора:
Работа получила награды:
Курсы автора:
Онлайн-курс

Жалоба

Опишите суть жалобы, при необходимости добавьте ссылки на скриншоты

Спасибо! Ваше обращение ушло на рассмотрение.

Название работы

Описание работы (необязательно)

Комментарий

Ваша миниатюра:

Название:
{{name}}
Описание:

Исходник:

{{source.name}} {{source.name}}

Тэги:
#{{tag.label}}

Есть ли у вас исходник к работе?

Исходник — это файл из исходных изображений, которые использовались для создания вашей работы. Исходник позовляет лучше понять вашу работу. Он не обязателен, но работы с исходниками получают больше лайков и имеют право на участие в еженедельных конкурсах.
jpg-файл, максимальный размер 1920x1080px

Пример исходника

Выберете тэги работы:

Тэги позволяют лучше находить вашу работу другим пользователям. Подумайте какие тэги описывают вашу работу лучше всего и проставьте их. Это даст вам больше просмотров, лайков и комментариев. 

Не более десяти тэгов на одну работу

Комментарии к работе будут отключены, на их месте будет выведена реклама.

После добавления работы:


Запланировать публикацию

Отменить планирование
Запланировать

Используя данный сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie, данных об IP-адрес, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее