Уроки Работа на планшете Руслан Гильзидинов 15 декабря 2015

Улучшаем навык рисования в Фотошоп

Сложность урока: Средний

Рисование на самом базовом уровне - практически интуитивный навык для нас. Даже маленькие дети знают, как превратить изображение в своей голове в набор карандашных линий, даже если для других они будут непонятны. Когда мы взрослеем, мы узнаем больше о мире вокруг нас, а также узнаем, как запечатлить его с помощью линий более точно.

Линии кажутся практически синонимом рисования, но, если вы посмотрите внимательно, в реальном мире вы их нигде не найдете. Это мы «пакуем» реальные объекты в плотную оболочку, потому что оболочка - это все, что мы можем нарисовать. Оболочка, линии - это усреднение реальности, а зачастую множество усреднений описывают один и тот же предмет.

До тех пор, пока вы этого не поймете, вам приходится рисовать плоско, используя линии, как что-то естественное и неизменное. Не важно, насколько прекрасными вы представляете ваших существ - вам приходится рисовать их в одной банальной позе, с затенением, которое ничуть не делает их менее плоскими. Вот до какого момента вас сможет довести один талант. А сейчас самое время взять ваши способности в свои руки. Я покажу вам метод мышления, необходимый для того, чтобы полностью контролировать линии, чтобы создавать их из воображения и все равно делать их более реалистичными, чем вычерченные.

И еще кое-что, прежде чем мы начнем: я хочу, чтобы вы были очень, очень сосредоточены в процессе чтения этой статьи. Если что-то кажется непонятным с первого взгляда, на секунду остановитесь, перечитайте и попробуйте на практике. Если же вы продолжите читать, не сделав этого, вы ничему не научитесь.

Что такое линии и откуда они появляются?

Два способа рисования

Мы не можем изобразить реальность. Это слишком сложно, даже если мы будем учитывать лишь визуальный аспект процесса. Если вы используете только статичный кадр реальности, отдельную картинку, вы можете попытаться воспроизвести его при помощи цветов с различной яркостью и насыщенностью, симулируя свет и тень в изображении. Конечно, это, все же, будет рисунок картинки, а не реальности.

С линейным рисунком дела обстоят иначе. Такой вид рисунка основан на линиях, и линии в данном случае символизируют контуры предметов, которые мы видим. Но как только мы отделим линии от их «родителей», они становятся чем-то самобытным. Линии могут быть использованы даже и без родителей вовсе - вы можете использовать их, чтобы нарисовать что-то, что вы никогда не видели.

По всей видимости, нашему сознанию нужно немного, чтобы распознать реальность. Мы очень способные в плане распознания узоров и символов, даже если они довольно далеки от реальности.  Нам не нужно четкие контуры, взятые с фотографии, чтобы изобразить объект - мы можем рисовать случайные линии, пока наше сознание не распознает их, как что-либо.

Итак, существует два типа линий. Первый включает контуры, полученные из статичного изображения реальности. В нем нет контуров случайных, но чем больше их вы включите в работу, тем реалистичнее будет результат. Второй тип противоположен первому: вы рисуете любые линии, и ждете до тех пор, пока ваше сознание не приведет вас к узнаваемому результату. Узнаваемых результатов существует множество, и чем больше у вас навыков, тем ближе он будет к результату первого типа (на фото).

Мы используем оба пути, когда учимся рисовать. Первый обычно используется при начертании, или тогда, когда у нас есть, откуда срисовывать. Это простой способ нарисовать узнаваемое изображение, но этим способом вы сможете нарисовать лишь те предметы, которые вы уже видели. Скука!

Другой метод используется, когда вы рисуете из воображения. У вас есть определенная картинка в голове, но вы не можете взять оттуда линии, ведь на самом деле вы этого не видите. Точно как текст, который вы пытаетесь прочесть в своем сне -  картинка меняется каждый раз, когда вы пытаетесь на ней сфокусироваться. Единственный способ нарисовать то, что вы вообразили это…рисовать, сравнивая каждую линию с вашими ожиданиями. Вполне очевидно, что это непросто.

Когда талант становится препятствием

Талант - весьма своеобразный «учитель». Он позволяет делать те вещи, которым осознанно вы никогда не учились - кажется, что они просто получаются сами по себе. Тем не менее, говоря о таланте, мы обычно представляем человека, создающего произведение искусства просто и без каких-либо усилий. Правда в том, что талант никогда не даст вам никаких умений, он лишь сделает основы очевидными.

Талант кажется чем-то хорошим, но я заметила, что талант к рисованию зачастую становится препятствием на пути к вашему прогрессу. Вы никогда не учитесь, как рисовать, вы просто рисуете и ждете потрясающего эффекта. До некоторого времени это работает, но приходит время, когда вы просто перестаете прогрессировать. И вы не знаете, что делать, ведь ранее у вас никогда не было подобных проблем!

Когда талантливый человек рисует, линии похожи на реальность более, чем линии у  остальных. Художник не знает, как это происходит; это просто происходит. Поэтому у талантливого человека нет никакого контроля над собственным прогрессом. Все, что он может сделать, это рисовать больше и надеяться на лучшее.

Не важно, талантливы вы или нет - чтобы научиться рисовать, вам нужно понимать происхождение линий. Вам нужно усвоить разницу между линиями, которые наше сознание воспринимает, как реалистичные, и теми, которые, в сущности, ничего из себя не представляют. И только тогда вы получите контроль над своими рисунками и перестанете быть рабом своего таланта или же его недостатка.

Источник линий - форма

Мы срисовываем линии в большинстве своем из контуров объекта. Контуры могут быть «увидены» даже слепым человеком, так как их можно почувствовать, как резкую смену формы объекта. Но вам не нужно прикасаться к объекту, чтобы найти края - неровность формы влияет на падающий на нее свет, и линии в большинстве случаев достаточно четки.

Проблема с линиями,  которыми мы изображаем контуры объекта, заключается в том, что при помощи одного и того же набора линий могут быть запечатлены совершенно разные формы:

Формы и их поперечное сечение на виде сбоку

Похоже, затенение и есть тот самый ключ к тому, чтобы показать истинную форму объекта, но значит ли это, что незатененные рисунки обязаны быть плоскими? К счастью, нет, и я уверена, вы видели множество набросков с большей глубиной, чем в детализированных, цветных рисунках. Как же это работает?

Множество ликов формы

Разница между формой и плоским объектом заключается в том, что у последнего есть только одна сторона. У него нет передней части, задней части, верхней и нижней частей, и, следовательно, он не может быть повернут. Форму же мы с легкостью можем повернуть, и это, на самом деле, является частью ее сущности.

Давайте посмотрим на три стороны куба, который является очень хорошей простой формой. Мы видим левую грань (1), верхнюю грань (2), и правую грань (3). Каждая из них по отдельности выглядит очень плоской и скучной. По факту, вы даже не можете их затенить, дабы сделать их более интересными!

Подобный вид возникает, когда вы смотрите на фигуру, поставленную в «первоначальную» позицию.

Если вы повернете фигуру горизонтально, вы сможете видеть две стороны одновременно. Но она по-прежнему выглядит плоской!

Давайте повернем форму и по вертикали тоже. Вуаля!

Сама суть формы заключается в том, что она может быть повернута, дабы мы могли увидеть другую ее сторону. Однако в статичном изображении отсутствуют визуальные различия между плоским объектом и формой, которую не повернули и у которой не видно других сторон. Вы должны повернуть форму, чтобы добавить глубину.

Кот был трехмерной формой с самого начала, но необходимо было его повернуть, чтобы доказать трехмерность формы нашим глазам.

От форм к линиям

Чтобы рисовать линии, напоминающие формы, а не плоские листы бумаги, нам нужно основывать их на формах. Талантливые художники достигают этого путем проб и ошибок, ожидая, что верные линии появятся сами по себе. И когда они появляются, художник не знает, откуда они взялись, или как их подкорректировать, не утратив их значения.

Настоящий секрет рисования форм заключается не в линиях, которые вы рисуете, а в знании того, откуда они появились. Или, лучше сказать, откуда они должны были появиться. До того, как вы начнете рисовать, вам следует представить форму, на которой будут основываться ваши линии, вместо того, чтобы рисовать самобытные линии. Итак, ключ в том, чтобы знать, как должны измениться линии, если объект повернуть, а не просто помнить определенный набор линий, изображающий определенную позу.

 Это истинная причина того, почему начинающие художники обычно рисуют одну и ту же «стандартную» позу все время. Они не понимают, как визуально конвертировать эту позу в трехмерную форму, чтобы ее повернуть. Это также относится и к проблеме с рисованием по воображению, когда вы можете нарисовать лошадь, смотря на ее изображение, но без изображения вы теряетесь.

Линии трудно запомнить и их нельзя модифицировать; формы запомнить легко, и так же легко их можно модифицировать. Причина, по которой мы выбираем линии, заключается в том, что рисование линий интуитивно и основано на таланте. Второе же требует бОльших усилий и активного обучения, но результат стоит того!

Как рисовать формы вместо линий

Теперь, когда мы знаем, почему формы важнее линий, давайте посмотрим, как мы сможем использовать это знание на практике.

1. Думайте формами

Первый пункт - изменение вашего мышления. Если вы легко можете срисовать что-то с фотографии, но не из жизни (даже если объект не двигается), это указывает на эту самую проблему - вы слишком много внимания уделяете контурам. Я покажу вам, что я имею в виду:

Давайте представим, что вы смотрите на это фото и готовитесь его нарисовать. Вы думаете, что вы видите лошадь, но то, что вы видите на самом деле…

…выглядит скорее вот так. Вы отделяете тело от фона и ищите характерные контуры.

Затем вы приступаете к рисованию увиденного. Как вы думаете - вы действительно станете рисовать лошадь вот так? Или скорее контуры, которые вы увидели на ее теле, контуры, которые остальным напомнят лошадь?

Возможно, это подходящий метод, если вы так и собираетесь рисовать так называемые «отсылки» к предметам. Потому что этот метод не дает возможности предсказать другие позы! Посмотрите на два примера ниже. На обоих изображениях лошади, просто в разных позах. В действительности, они практически идентичны, но вот у их линий нет ничего общего!

Вы не можете получить линии одной позы из линий позы другой

Итак, это ваше первое упражнение. Вам нужно изменить привычки мышления, что нельзя сделать за одну ночь, но не позволяйте этому остановить вас! Что вам следует делать - это наблюдать за объектами и разбирать их. Представляйте каждый сложный объект так, будто бы он сделан из более простых объектов. Да, и даже лошадь!

Повернуть лошадь в своем воображении может быть достаточно сложно, но что если поворачивать простые формы, например мячики, яйца или бочки?

2. Поймите концепцию сторон

Большинство из нас понимает эту концепцию интуитивно, но когда доходит до рисования, мы обычно забываем об этом. Давайте выведем самые важные правила, и я покажу вам, почему они так важны! На минуту объяснение может показаться вам слишком «геометрическим», но так легче всего объяснить основные правила.

1. Основные стороны

Существует 6 основных сторон, которые мы можем найти в формах, даже если у них уж очень сложные поверхности и гладкие края:

  1. Передняя сторона
  2. Задняя сторона
  3. Верхняя сторона
  4. Нижняя сторона
  5. Сторона A
  6. Сторона В

Эти стороны с названиями А и В могут также называться левой и правой, в зависимости от того, с какой точки вы рассматриваете объект. Например, если вы стоите перед коробкой, сторона А - это ваша левая сторона, а сторона В - правая.

Это правило применимо даже к такой необычной форме, как тело Мистера Чабби:

2. Виды

Проблема со сторонами заключается в том, что их все нельзя увидеть одновременно. Например, если вы стоите перед чем-либо, вы видите только это и ничего больше. Коробка, например, будет выглядеть, как квадрат. Чтобы увидеть любую другую сторону, вам нужно подвинуть коробку или подвинуться самому:

  • Чтобы увидеть верх коробки, переместите коробку вниз (или же сами переместитесь выше)
  • Чтобы увидеть низ коробки, переместите коробку наверх (или переместитесь ниже)
  • Чтобы увидеть левую сторону, переместите коробку вправо (или переместитесь влево)
  • Чтобы увидеть правую сторону, переместите коробку влево (или переместитесь вправо)
  • Чтобы увидеть три стороны одновременно, комбинируйте перемещения

Вы не сможете увидеть больше, чем три стороны одновременно.

3. Противоположные стороны

Существует три пары противоположных сторон: верх-низ, перед-зад, лево-право. Правило, касающееся их, состоит в том, что их нельзя увидеть одновременно, так как одна сторона перекрывает другую.

4. Смежные стороны

Смежные стороны можно видеть одновременно, но чем больше вы видите одну из них, тем меньше вы видите другую. Единственный способ увидеть сторону полностью, это смотреть с такой точки, с которой не видно смежных сторон.

5. Перпендикулярные линии

Только тогда, когда мы видим одну или две стороны, их края образуют правильный угол (они перпендикулярны по отношению друг к другу). Когда вы хотите увидеть и третью сторону тоже, это отношение исчезает.

Невозможно одновременно показать три стороны и сохранить хоть один правильный угол. Вы можете использовать это правило, как простой метод проверки, верно ли повернут предмет.

Если вы используете неправильные углы, рисуя сложный предмет, он может выглядеть «как-то неправильно, но я не понимаю, почему». Рисование линий вначале может помочь вам избежать подобной ситуации.

6. Расстояние

Объект становится зрительно меньше на большем расстоянии, так что если две противоположные стороны очень далеко друг от друга (когда объект большой), та сторона, которая расположена дальше, будет казаться меньше.

Мистер Чабби с точки зрения муравья, которого он перепрыгивает

В качестве упражнения, проверьте свои рисунки, и найдите те, в которых вы попытались достичь трехмерного эффекта, игнорируя эти правила. Теперь вы понимаете свои ошибки?

3. Усвойте концепцию направляющих линий

Стороны куба обычно понять довольно просто, но объекты, которые мы рисуем, очень редко имеют столь четкую и аккуратную конструкцию. Они, в основном, являются чем-то вроде усреднения между сторонами, как показано здесь:

Однако концепция сторон может быть использована в качестве основы для куда более полезного метода представления вращения. Я не знаю, есть ли у него какое-то профессиональное название, поэтому давайте пока называть этот метод направляющих линий. Их цель заключается в том, чтобы убедить ваши глаза, что вы смотрите на повернутую форму, а не на плоский набор линий.

Давайте использовать цилиндр в качестве примера. Это удлиненная форма с кругом в основании. В большинстве видов цилиндр выглядит, как прямоугольник, но на виде сверху (3) и виде снизу (4) он выглядит, как круг. Это важно!

  • А: это ваш уровень глаз (прямо перед вами). Здесь круг лежит параллельно вам, поэтому вы видите лишь один его край - круг выглядит как линия.
  • В: чем выше цилиндр поднимается над уровнем ваших глаз, тем больше он стремится стать видом сверху - кругом. Линия закругляется к верху.
  • С: чем ниже цилиндр опускается от уровня ваших глаз, тем больше он стремится стать видом снизу - кругом. Линия закругляется к низу.

Это работает и с боковыми видами, если цилиндр расположен горизонтально:

Это именно то, что происходит с любыми формами с, грубо говоря, круглым сечением, как, например, тело Мистера Чабби:

Этот мистический ракурс, о котором вы, возможно, слышали, есть не что иное, как изменение между двумя видами - изменение длины сторон, описанное в правиле 4 (смежные стороны).

Лицо Мистера Чабби не совсем плоское, поэтому длина B усреднена

Когда вы хотите нарисовать направляющие линии  на стороне формы в каком-либо промежуточном виде, представьте, как край, который вы пытаетесь нарисовать, выглядит в двух видах, между которыми вы находитесь. Он будет настолько промежуточным, насколько вы видите:

  • Если вид - это «вид спереди, слегка повернутый вправо», направляющие линии будут слегка закругляться вправо, и вид спереди будет слегка укорочена.

В качестве напоминания: при вращении объекта вправо, вы показываете его левую сторону

  • Если вид - это «вид спереди, сильно перемещенный вниз», направляющие линии будут сильно закруглены к низу, и вид спереди будет сильно укорочен.

Основное правило может быть описано вот так:

Если вы хотите быть уверены в том, что вы рисуете кривые правильно, всегда рисуйте эллипс полностью - потеря симметрии послужит сигналом о том, что вы потеряли точность.

Рисуйте «внутреннюю» половину эллипса более тонкими линиями, и вы непременно увидите глубину

Если вы наблюдали внимательно, вы могли заметить еще одну кривую на Мистере Чабби, которая не подчиняется правилам, которые мы описали. Это потому, что мы говорили о цилиндре, а Мистер Чабби полностью закруглен. Не волнуйтесь - в данном случае нужно добавить всего одну вещь, и она происходит из того, что мы уже знаем.

Цилиндр имеет только одно круглое сечение, а у сферы круглых сечения три - и все перпендикулярны по отношению друг к другу. Это значит, что если одно из сечений вы видите, как круг, остальные будут выглядеть, как прямые линии.

Вот поэтому у Мистера Чабби существует не один набор линий. Давайте посмотрим поближе:

  • До тех пор, пока мы вращаем объект по одной оси, его направляющая линия не будет меняться (здесь: вертикальная голубая линия).
  • А: это уровень глаз. Синий овал 1 здесь просто линия. Голубой овал тоже просто линия, а кривые 2 и 3 вместе составляют круг; они являются центральным овалом верхней  нижней части соответственно.
  • В: это вид снизу: центральный овал нижней части здесь выглядит как прямая линия, и так как голубой овал все еще выглядит как линия, последнему из овалов, 1, достается весь периметр.
  • С: это вид сверху. Центральный овал верха выглядит на этом виде, как прямая линия, и так как голубой овал все еще выглядит как линия, последнему из овалов, 1, достается весь периметр.
  • Между фазами овалы меняются местами, превращаясь из линий в кривые, точно как в случае с цилиндром

Выделите время, чтобы понять эту схему. Попытайтесь вращать сферу в своем воображении и сравнить ее с телом Мистера Чабби.

На самом деле, есть одна проблема с трехсторонним видом. Круг, который мы видим в этом виде, не только укорочен вертикально и горизонтально, но также как бы немного повернут. Вместо того, чтобы пытаться понять, как его вращать, просто запомните это: у эллипса есть две пары длинных кривых (1) и две пары более скругленных кривых (2).

Чувствуете, как ваш мозг дымится? Сделайте перерыв и поищите направляющие линии в своем окружении!

Направляющие линии способны изменить плоский контур в целый набор разных форм.

4. Анализируйте и практикуйтесь до тех пор, пока это не станет очевидным

ОК, теперь вы знаете правила, но кажется, что у них больше общего с математикой, чем с реальностью. Чтобы действительно понять, как их использовать, вы должны их почувствовать, а для этого нет лучшего упражнения, чем рисование.

Найдите набор изображений объектов, которые мы будем использовать как источник, сперва пусть это будут простые объекты. Распечатайте их на одной странице, немного светлее (вы можете понизить непрозрачность изображения или изменить его яркость в настройках принтера). Проанализируйте: где стояла камера, которая засняла это фото? Она сверху объекта или снизу? Тогда, как должны быть закруглены направляющие линии, вверх или вниз? Сильно или слегка?

Когда сомневаетесь, возвращайтесь к моему объяснению правил и постарайтесь увидеть их на практике. Не используйте линейку или другие предметы; старайтесь рисовать линии свободно, с расслабленной рукой. Рисуйте их без усилий, а затем усильте контуры. Вы также можете поэкспериментировать, и намеренно нарисовать искаженные линии, а затем посмотреть, что случится с вашим восприятием объекта.

Когда вы чувствуете, что готовы, вы можете попробовать и более сложные объекты. Рисуйте линии на них, а затем попытайтесь перерисовать те же объекты в других позах.

От форм к линиям - на практике

Возможно, сейчас вы немного запутались - сначала я говорю, что не стоит начинать рисунок с линий, а потом даю вам целую кучу запутанных правил, которые ведут к…большему количеству линий. Позвольте мне объяснить.

Я упоминала ранее, что существует два способа рисования. Для рисования по воображению нам всегда следует использовать второй способ: начинать со случайных линий, и ждать, пока наше сознание их узнает. Тем не менее, рисование формами добавляет сюда еще один этап. Вы не начинаете рисование с линий, которые будут частью конечного результата - вы набрасываете форму, и ждете, пока ваше сознание ее не узнает. Когда формы вами установлены, вы можете спокойно добавлять детализирующие линии, зная, что они будут выглядеть хорошо, что бы ни случилось!

Давайте посмотрим, как это работает!

Шаг 1

Начните с набрасывания основной идеи. Пока вам не нужно использовать направляющие линии, но учитывайте правила сторон.

Шаг 2

На минуту задумайтесь о том, какие виды форм представляет собой ваш набросок. Как они повернуты? Вы можете определить поворот при помощи простых скрещенных направляющих линий.

Шаг 3

Когда основа готова, вы можете добавить оставшиеся части тела, согласно направляющим линиям основы. Конечно, простое знание форм не сделает анатомию животных очевидной. Вам необходимо провести некоторое время, анализируя изображения настоящих животных, и попытаться сконвертировать их в простые формы. Как только вы их запомните, вы сможете нарисовать животное по воображению!

Шаг 4

Теперь пришло время для «нормального» рисунка. Вы можете добавлять детали, не задаваясь вопросом, куда их нужно добавлять, или как они изменятся при повороте.

Обратите внимание, как шерсть указывает на некоторые направляющие линии

Заключение

Видите ли вы, как формы, которые хоть и с трудом поддаются объяснению, облегчают процесс рисования? Несомненно, сейчас это все может выглядеть слишком запутанным, но правда в том, что вы работаете с формами каждый раз, когда вы пытаетесь рисовать реалистично. Вы просто не знаете об этом, поэтому вы стреляете наугад. Неудивительно, что это сложно!

Это нормально, если вы чувствуете себя перегруженными этой информацией, но не сдавайтесь! Выделите необходимое время и учитесь шаг за шагом; не нужно пытаться все это понять за один присест. Вам показали секрет всех великих художников - не отрицайте его, только потому, что он сложный. Медленно применяйте его к вашему способу рисования и возвращайтесь к уроку каждый раз, когда у вас появляется вопрос, требующий ответа.

Автор: Monica Zagrobelna

Источник: design.tutsplus.com

Комментарии 1

Большое спасибо за урок.

Новые работы пользователей

По заданным фильтрам работы не найдены

Попробуйте изменить критерий поиска или сбросить фильтры


Смотреть все работы

Предыдущая Следующая
Добавлена {{work.date}}
Не удалось загрузить работу. Возможно она была удалена.
GIF {{work.bite}} Мб Загрузить
Редактировать Удалить
18+
Работа имеет содержимое для 18+ лет
{{work.views}} {{work.comments}}
Жалоба

Комментарии {{work.childs.length || 0}}

Видео к работе
Популярные работы автора:
Работа получила награды:
Курсы автора:
Онлайн-курс

Жалоба

Опишите суть жалобы, при необходимости добавьте ссылки на скриншоты

Спасибо! Ваше обращение ушло на рассмотрение.

Название работы

Описание работы (необязательно)

Комментарий

Ваша миниатюра:

Название:
{{name}}
Описание:

Исходник:

{{source.name}} {{source.name}}

Тэги:
#{{tag.label}}

Есть ли у вас исходник к работе?

Исходник — это файл из исходных изображений, которые использовались для создания вашей работы. Исходник позовляет лучше понять вашу работу. Он не обязателен, но работы с исходниками получают больше лайков и имеют право на участие в еженедельных конкурсах.
jpg-файл, максимальный размер 1920x1080px

Пример исходника

Выберете тэги работы:

Тэги позволяют лучше находить вашу работу другим пользователям. Подумайте какие тэги описывают вашу работу лучше всего и проставьте их. Это даст вам больше просмотров, лайков и комментариев. 

Не более десяти тэгов на одну работу

Комментарии к работе будут отключены, на их месте будет выведена реклама.

После добавления работы:


Запланировать публикацию

Отменить планирование
Запланировать

Используя данный сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie, данных об IP-адрес, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее