🔥Всё о работе и заказах. Собираем ТОП 100 историй
Расскажите свою историю. Поделитесь опытом.
4 июня в чате Creativo мы провели опрос:
Цели рубрики:
- Помочь людям ценить свое время, труд и гармонично монетизировать творчество.
- Посмотреть на ваши успешные примеры работы с заказчиками (как стоит работать с заказчиками).
- Собрать горький опыт работы с заказчиками (понять, как делать не нужно).
- Выявить последовательность действий – алгоритм работы с заказчиками (сохранить полезные чек-листы и рекомендации по работе с клиентами).
- Упаковать красиво и опубликовать реальные истории работы с заказчиками в отдельную еженедельную рубрику.
Зачем все это нужно?
По результатам опроса мы поняли, что для многих новичков, продвинутых мастеров и даже профессионалов тема работы с заказчиками очень горячая и животрепещущая:
- Новички. Кто еще не зарабатывает на творчестве, делают поспешные выводы о работе с заказчиками.
- Продвинутые. Десятки людей, которые получили горький опыт, считают себя брошенными и желают высказаться.
- Профессионалы. Хотят поделиться опытом работы с заказчиками. А также некоторые готовы передать заказы.
✅ Что нужно сделать?
- Публикуйте свои истории в комментариях этого поста (юмор, общение, реальные примеры, работы, переписка с заказчиком).
- Прикрепляйте скриншоты (результаты выполненных заказов).
- Делитесь фишками и примерами общения с заказчиком.
- Читайте и оценивайте лайком комментарии других пользователей.
❌Что делать не стоит?
- Распылять ненависть к заказчикам. Пишите о конкретном событии и старайтесь не переходить на личности (не оскорбляйте людей).
- Публиковать вымышленные истории.
- Вводить в заблуждение читателей.
Если эта рубрика наберет популярность, то лучшие истории будут поощряться подарками от команды Creativo.
Итог:
Давайте поможем людям расти, ценить свое время, труд и гармонично монетизировать свое творчество.
Делитесь своими историями, реальными моментами из жизни, прикладывайте скриншоты, где вы подтверждаете факт работы с заказчиком.
Получайте уведомления прямо в телеграм. Подпишитесь на получение комментариев из этого поста, и вы всегда будете в курсе всех событий.
Комментарии 70
Благодарю всех кто поделился своим опытом. В знак благодарности каждый комментатор получает 30 дней доступа в премиум-раздел сайта Creativo.
Раскройте функционал сайта на максимум и получайте еще больше удовольствие от творчества на нашем сайте, а мы вас еще порадуем полезным контентом в премиум-разделе.
по просьбе Павла! и трудящихся)
Ни кто , ни когда не делал " срочные цветные фотографии на документы " когда на улице - 25 ! Не передать какие они " цветные " получаются !!!
Середина 90-х. Приходит срочный заказ на печать билетов для лотереи в модном Московском клубе " Метелица " Приняли,. Сделали обалденный дизайн. : 4 цвета + золотая краска. Настроили машину (печатную офсет ) . Начали. Напечатали штук 20 чистовых, и машина встала. Начали ремонтировать , ни чего не выходит. А часы тикают... В назначенное ( Нами ) время , приезжают ребята с лицами явно не отягощёнными интеллектом и спрашивают _ где билеты. Я , как ответственный за заказ, начинаю объяснять , что , вот тут у Нас, в общем, чуть позже, обязательно....... . Меня выслушали, кивнули и потом спросили - " Всё понимаем, проблемы у Всех. Бывают. А тираж где ? Я опять начал объяснять. Меня опять выслушали до конца. Потом опять посочувствовали , и опять спросили - "Тираж Где ? " Сказал что нет. Не успели к сроку. И такую , Свою могилу , увидел в Их глазах...... В это время подходит ко Мне наш дизайнер и говорит, что два выигрышных билета Он уже сделал. ( Взял из 20 напечатанных два и на принтере допечатал " ВЫИГРЫШ ". Тут же вся обстановка координально изменилась. Ребята сказали, что именно выигрышные Им и нужны, т.к. их нужно отдать " Нужным " людям. А остальные билеты можно привезти завтра, ближе к ночи, когда будут раздавать гостям очередной тусовки. Вот. Слава дизайнерам !!!
У меня есть небольшой опыт офлайн работы, и в полиграфии интересно тем, что иногда приходится делать самые неожиданные вещи. Например, я делала визитки для стриптизера, буклет курсов для взрослых и прайс для бюро ритуальных услуг.
С визитками для патологоанатома вообще была драма - мы обсуждали макет с менеджером организации и пришли к выводу, что наиболее подходящим вариантом будет минимализм. Позже мне звонит её начальница и говорит, что "макет визитки недостаточно весёлый" Я, конечно, очень расстроилась, переделала - добавила меандровый узор, в итоге все остались довольны, а менеджер принесла мне шоколадку.
Совет: желательно сделать заготовку (мокап) для макета, который вы сможете высылать заказчику на утверждение. Можно даже попросить электронную подпись, либо распечатать, подписать и выслать вам фото или скан - процесс постановки подписи под чем-либо мотивирует проверить всё ещё раз, а также облегчает подсчёт правок. У нас в полиграфии в таком шаблоне был пункт, что заказчик макет проверил, со всем согласен и в дальнейшем не будет предъявлять претензий к орфографии и пунктуации - в макетах для веб не такая большая проблема, а в печати существенная.
Почему считается, что хороший художник должен быть непременно бедным? В истории практически ни один известный художник не был бедным. Даже Ван Гог, на которого все ссылаются: его брат давал ему столько денег, что он содержал своих друзей, свою любовницу и её семью. Брат и придумал эту пиар-стратегию сумасшедшего бедного художника. Ну как хороший и профессиональный художник может быть нищим, если ему заказывают короли и папы римские? Бедными не были ни да Винчи, ни Микеланджело, ни Рафаэль, ни Рубенс, ни Ван Дейк... Про Моне, Пикассо или Дали я вообще не говорю. Миф о бедном художнике скорее льстит лодырям и неудачникам, думающим: ничего-ничего, зато я талантливый. Голодный будет думать только о колбасе. Бедный боится прогадать и просчитаться. А художник должен быть свободным в мыслях и голодным только до творчества, а не до еды. ( Никас Сафронов )
Спасибо за интересную рубрику)
За более чем 12 лет было много забавный историй с клиентами.
Самые яркие наверное в начале, когда учишься.
Однажды делала серию упаковок для вафель и клиент выслал ящик продукции. Я была так счастлива, что на не расслышала, что продукт был выслан в основном чтобы сфоотографировать) Ящик вафель мы семьей съели быстро. На вопрос: «Татьяна, вышлите фото продукта» - я, доедая последнюю вафлю, решилась все же сделать коллажи и наложить саму упаковку в фотошопе. Клиент был счастлив, мы не меньше).
Гибкость и внимательность - это был первый и важный для меня урок.
Второй случай, когда я новичок (бесплатно) вносила правки из серии: давайте сделаем небо синее, солнышко блестее и ласточку веснее. «Это быстрый проект», - думала я (заедая токсикоз соленым крекером), скоро мы доделаем каталог. Светлая надежда о скором завершении длилась полгода. И вот, лежу я уже в роддоме, мне пишет их продакт-менеджер: «Татьяна, что ж вы нас так подводите, я понимаю, что у вас сложная ситуация, но поймите и нас! Из отпуска вернулся наш третий директор и нужно сделать все по-новому!» В общем роддом меня спас) Второй важный для меня урок - границы, границы и еще раз границы!
Постепенно я набиралась опыта и однажды поняла, что устала. Момент когда я «словесно проводила далеко клиента» и передо мной (за то, что я вышла из себя) извинялся их менеджер – это момент осознания, что не обязательно «клиент всегда прав» или «клиента нужно любить». Есть работа, есть люди. Это нужно разделять. И жизнь – она одна, и когда осознаешь, что проект забирает много или зашел в тупик, тогда нужно мягко уйти от проекта, просто отдохнуть или делегировать. И это наверное для меня самый важный урок.
Все приходит с опытом. Сейчас вряд ли кто-то из клиентов меня удивит. Как правило на фразу «мы сложные клиенты» (серьезно? Ха!) я просто мило улыбаюсь. И то, что раньше казалось важным, я понимаю - это ерунда.
Да,! И все моменты нужно монетизировать. Доработки больше трех? Да, оплатите. Отход от брифа? Да, оплатите. Вы нарисуете такой дизайн сами за 5 минут? Ок, рисуйте, я подожду, отпишитесь потом, вышлите исходник (шутка). Работаю ли на выходных? Да, работаю, умножьте сумму на 2 пожалуйста. Люди уважают границы, когда правильно их выстраиваешь.
Делегирование своих задач другим дизайнерам (когда не успеваешь или не можешь (не хочешь) работать) - в разы интересней. Любопытно за каждой фразой другого дизайнера видеть себя, понимать истинный смысл оправданий и улыбаться. И знаете, работать заказчиком ничуть не легче)
Будьте гибкими, уважайте клиента, договаривайтесь, разрешайте себе идти "не по сценарию" работы и все будет хорошо)
Хочется что-то написать, поделиться опытом, но оглядываясь назад, помню, что будучи новичком, у меня в голове было сто вопросов, а сейчас даже и не вспомнить, чего я не знала и не понимала.
Но все таки, вот несколько советов:
1) Постройте диалог. После ознакомления с ТЗ, необходимо сразу, не стесняясь, задать все возникшие вопросы. Не бойтесь показаться непрофессионалом, надоедливым и т.д. В первую очередь, каждый исполнитель должен стремиться выполнить работу наилучшим образом. Без диалога между исполнителем и заказчиком, без возможно «глупых вопросов», как сделать работу правильно?
2) Решайте проблему. Не нужно бояться возразить заказчику, если вы считайте правки или некоторые задания в ТЗ некорректными. Постарайтесь максимально подробно объяснить заказчику, почему лучше не вносить те или иные изменения в макет, и предложите свой вариант. Как уже упомянуто коллегой в статье выше – заказчик вряд ли понимает техническую составляющую.
Есть показательная история из личного опыта, которая иллюстрирует этот пункт.
Был заказан логотип, к ТЗ прикрепили несколько растровых изображений, среди которых, также было фото рук (растровое изображение с водным знаком, обычное из стока). Среди требований к ТЗ очень четко было обозначено, что руки в логотипе должны присутствовать.
Предварительно скидываем макет. Заказчик недоволен, ибо рук нет. Руки, конечно, там были. После уточняющих вопросов, выяснилось, что заказчику были необходимы именно эти руки, как они есть, в растре. Конечно, объяснили, почему делать так нельзя. Вопрос решили.
3) Установите лимит бесплатных правок. Тут подробно объяснять ничего не обязательно, коллега выше описала это в своей статье.
4) Как бы это банально не прозвучало, но Полюбите своего клиента. Относитесь к нему с пониманием.
Мне попадались разные заказчики, с кем-то было общаться легко, у них всегда были четкие ТЗ, проблем с предоплатой и полной оплатой не возникало некогда. А бывали и другие, посложнее. Но и проекты, и сложность этих проектов, тоже, всегда были разные. Заказчики приходят из разных сфер, живут в разных местах, и вы – исполнитель, тоже человек, поэтому, возможно, не все будет гладко. Главное максимально спокойно относиться ко всему, с юмором, и помнить о пункте 2.
И вот еще одна история из личного опыта.
Заказчик:
- Добавьте в макет сверху вот эту надпись «….».
Я:
Скидываю макет.
Заказчик:
- Я имел в виду снизу
Вот и все, спасибо за внимание!
Читаю комментарии участников сообщества и жалею, что не могла прочитать эти советы раньше. С другой стороны, опыт, сын ошибок трудных, родившийся из собственных набитых шишек, доходчивее.
Знакомый приятеля увидел мою работу и захотел такую в подарок девушке. Связались. Нужен холст с фото девушки. Стиль и прочее - на моё усмотрение. Размер печати - неизвестен. Исходник 21 Кб. Девушка по пояс на фоне стены. Флисовый комбинезон в раскраске жирафа с надетым на голову капюшоном. В руках игрушка, закрывающая шею и часть лица – желто-ало-оранжево-зеленая лошадь.
Девушка прекрасна, но сотворить шедевр из подобного, мне, простой смертной, вряд ли по силам, а волшебство вне Хогвартса запрещено. Но фото нужно именно это.
Ничто не смогло помочь мне понять, как превратить девушку, маскирующуюся под жирафа, обнимающего лошадь, в произведение искусства. Ни один из 8 вариантов черновиков заказчику не подошел, и он прислал мне другой исходник, 22 Кб. Отретушированное фото анфас крупным планом, без жирафов, лошадей, но и без точки черного и малейшей тени в области лица.
- Что делать будем с фотографией? Стиль, цветовая гамма, размер?
- Не знаю, на ваше усмотрение. Мне всё понравится.
Да да, я уже это слышала.
Спустя 5 дней отправляю 2 варианта обработки.
- Не понимаю, нравится или нет.. вроде классно, но в то же время что-то не то.. и не понимаю, что нужно изменить или добавить или убрать.. в принципе не понимаю, что нужно сделать.
Спустя час.
- Вы знаете, вы правы.. тут же главное, чтобы не мне понравилось, а ей.. а она девушка такая, экстрим любит.. наверное, красный может и прокатить.. давайте, наверное, на этом и остановимся.
Спустя 3 часа.
- Все-таки не то. Отменяйте печать. В другой технике попробуем. В какой? Не знаю. Но в другой. Пореалистичнее. И цвет пусть сиреневый будет. Да.
Черновиком будущей работы он остался доволен. Финальная отрисовка, отправка.
- Виктория, добрый день. Цветок, наверное, не нужно было переносить на передний план... мне больше нравилось его расположение на черновике.
И спустя 9 часов тишины с моей стороны (я спать легла):
- Виктория, вы там случайно не киллера нанимаете?
Заказчик получил то, что хотел, бледный плоский черновик. Отрисовано 70*90 см. Заказ сегодня запущен в производство. Да. Свободу попугаю.
Вынесла ли я что-нибудь из данной ситуации? Бесспорно.
1. Умение трезво оценивать свои возможности - профессиональные, временные, ресурсные - бесценно. А умение адекватно сопоставлять свои возможности со своими желаниями - бесценно вдвойне.
2. Когда я снова захочу взять себя на "слабо", я найду возможность сделать это не привлекая заказчиков. Эксперименты над собой надо ставить так, чтобы от их результатов не зависели другие люди и их задачи.
3. Если мне кажется, что материал для работы категорически не подходит, то мне не кажется, и материал не подходит.
4. Коммерческие заказы требуют квалификации и опыта. Пока они не наработаны в нужном объеме, браться за заказы я буду лишь при выполнении определенных условий. Исходник будет такого качества, с которым я могу работать на данном этапе, и сама работа будет мне интересна. Не имея наработанной четко поставленной руки и профессиональной насмотренности невозможно из плохого, неинтересного и скучного для тебя исходника сделать конфетку.
5. Заказчики - это дети. Капризные, избалованные. Но в то же время взрослые. Которые не умеют то, что умеешь ты. Но точно знают, что всё сделано не так. Но не знают, как нужно. Не каждый заказчик подходит тебе, и ты подходишь не всем как исполнитель. Никто не плохой и не хороший. Совместимость людей имеет
значение. Рисуя на заказ - ты рисуешь не для себя, а для другого человека. Чувствуй его потребности в своей картине, а не свои. Потребности - заказчика. Техника, видение, исполнение - художника. Не чувствуешь человека, не понимаешь его, не нравится он тебе - не берись.
6. Держи марку. Хочешь сорваться - положи телефон на стол, выйди в другую комнату, прокричись, отпинай тумбочку, побейся об стену головой, вернись к телефону, набери номер заказчика и вежливо, спокойно, и корректно обсуди все спорные вопросы. Не позорь себя, профессию и коллег по цеху.
7. Держи свое слово. Если ты сказал, что согласен работать с такими материалами, на таких условиях и в такие сроки - сдержи слово. Или научись думать головой, прежде чем его давать. И не бойся брать время на подумать.
Моему уже бывшему заказчику искренне желаю всего наилучшего, а себе - умения говорить "НЕТ" на берегу.
У меня будет "сказка о потерянных нервах и времени" . Это лишь мои советы и грабли, прям супер интересных историй нет, но зато это очень полезно тем, кто только начинает фрилансить, как иллюстратор или любой другой творческий визуал-работник
1) Договор на работу, если делаете, то просите вначале работы, а не конце. Была такая милая заказчица, работала с ней без договора, договорились на честном слове, она внесла предоплату, поэтому я и успокоилась, спокойно себе рисую. А потом, когда я выполнила всю работу, она скидывает мне договор, по полной передаче исключительного права ей на изображения. Я, мягко говоря, в шоке. Но в итоге она адекватная женщина была, договорились, что в портфолио и на выставках я все же в будущем смогу использовать картинки, но все-равно договор ударил меня, как обухом по голове. Ну да ладно, те иллюстрации не особо жалко, перепродавать я их не собиралась, там тема была очень узкая, но все же. А до этого мы с ней общались устно и по голосовым и видимо друг друга не так поняли насчет договора.
2) Отсюда вывод, не надейтесь на созвоны с заказчиком и голосовые сообщения, все прописывайте письменно. Я теперь делаю так. Предварительная устная и письменная беседа и потом пересылаю деликатно условия. Например, Мария, подводя итоги нашей беседы, резюмирую, персонаж будет стоить 3000 рублей, время выполнения 3 дня, стартую такого-то числа.
3) Сразу оговаривайте свои выходные дни и рабочие часы, потому что были случаи, что звонили и писали и ночью, и рано утром. Я понимаю, они горят своим проектом, но художник тоже человек!
4) Никаких эскизов и набросков без предоплаты (тестовые задания для приема на долгосрочную работу-это другое), я про разовые заказы. Обычно хитроеврейские заказики говорят: Вы сделайте нам наброски, если нам понравится, мы заплатим, мы не уверены подойдёте Вы нам или нет, мы написали еще нескольким художникам и выбираем лучшего. Но ребята, я же трачу свое время на поиск идеи, референсов, композиции и так далее. Это так-то дофига времени. И было несколько раз, что после полученных мною эскизов бесплатных, заказчики пропадали, хотя ничто не предвещало беды и общались мы очень мило до этого. Никто не должен работать бесплатно, если только это не рисунок для вашего лучшего друга или семьи! Вы же не приходите в булочную и не просите откусить кусочек хлеба, чтобы понять, купите вы его или нет или не приходите в парикмахерскую и не просите подстричь бесплатно Вам ¼ головы, а потом Вы решите, будете стричься здесь до конца или нет.
5) Предоплата - это норма, а не ваша наглость и корысть. Раньше я стеснялась брать предоплату, а сейчас легко. Потому что если человек настроен серьезно по отношению к Вам, как к работнику, то все оплатит. Всякие жалобы, что сейчас денег нет или всем нужны только деньги, должны Вас насторожить. Когда любой нормальный человек планирует купить творческий объект, он готовит бюджет под это заранее. Поэтому для меня это личный отсев, кто не согласен платить. Некоторые начинают давить на жалость, на потом откладывают. Но творческая работа – это не предмет первой необходимости, если у тебя нет денег, зачем вообще мне пишешь?! И потом заходишь в соцсети к человеку и видишь, что он в Турции отдыхает и выкладывает фотки с хорошей тачкой, закрадываются подозрения, что он просто жадина!
6) Просчитывайте время на работу. Я вывела для себя примерно сколько времени у меня уходит на то или иное задание, портрет простой -столько-то часов, иллюстрация с фоном и персонажем – столько-то. И я прописываю заказчику за что он платит деньги, это вызывает доверия и больше уважения к вашему труду, он понимает, что художник не взял и нарисовал за 2 часа красоту под влиянием игривой музы, а потратил кучу времени на разные этапы. Например, 3 часа- поиск референсов и вдохновения, 2 часа поиск цветов и композиции, 4 часа - варианты набросков, выбор лучшего варианта, 1 час -лайн, 8 часов- цвет, свет-тень.
7)Без четкого ТЗ- получается ХЗ! Чем больше референсов и описания того, что он хочет, сделает заказчик, тем лучше. Не тратьте время впустую, пытаясь угадать его хотелки. Даже нежно-розовый цвет все представляют по разному. Только факты и согласование каждого этапа. Сделали первый кривой лайн, скинули! А не вырисовывайте сразу все, а то ему не понравится, а Вам заново рисовать все долго, да еще и злиться на него. Поэтому каждый этап от самого начала и до конца согласовываем! Ваше чувство прекрасного - не равно его чувство прекрасного!
Добрый вечер. Когда Я был молодым ( а такое было ) работал в студии фотографом. Помимо художки, делали фотографии на документы. Это сейчас всё просто, Евростандарт ( кроме США ) 3,5 х 4,5. А раньше были некоторые нюансы. Например фотография на Российский паспорт, хотя тоже 3,5 х 4,5 , но печатали 3,6 х 4,7, потому что паспортисткам так удобнее было вырубать. Но самый прикол был в цвете фона на визы. Обычно просили светло-серый. А вот на финскую визу мало того что размер другой, так ещё фон должен был быть светло-голубым. Один раз половину группы наших туристов чуть не пустили из за того, что одному из служащих консульства не понравились фотографии ( хотя вся группа делала фотографии у нас ). Ген. директор нашей конторы (очень уважаемый фотограф ) поехал выяснять суть проблемы. Вы бы видели его глаза, когда Ему сказали, что фон на фотографии должен быть немного голубее. С ним чуть не случилась истерика, потому что перед тэтим , он долго объяснял людям , что такое " пантон " и " пантонные " цвета. И что Он не может оперировать словами " темнее или " светлее" , " голубее " или " синее " Сейчас всё просто, а раньше была целая трагедия , если Ты реально не поехал из за кусочка бумаги с Твоим изображением.
Павел, конечно абсурдная ситуация, но иногда для отказа нужен просто повод, вот видимо и нашли к чему придраться.
Очень интересно будет почитать. С "живыми" заказчиками никогда дела не имел. А со стоками и магазинами интересных историй не наберешь)
Оставлю пару маленьких советов.
1. Сразу оговаривайте количество бесплатных правок. Максимум 3 штуки, оговорите и то, чтобы они были не значительными (не меняли вид макета в корне). Поясню почему:
Из моего опыта работы, возможность делать неограниченное количество правок, приводит к тому, что из-за этих самых правок, вы можете сделать кучу макетов, потратить время впустую, потому что клиент не может выбрать и вообще хочет что-то другое попробовать, другие правки, плюс вы не уложитесь в дедлайн и виноваты будете вы, по мнению клиента, но не он сам. Когда у меня было неограниченное количество правок, был большой приток тех, кто не знал чего хочет, отнимал много времени и сил. Как только я сказала о трех бесплатных правках, а остальных-платных, такие клиенты сразу первелись.
Даже если у вас будет 4 и 5 и 6, тд правки, то вы хотя бы получите за это деньги сверху.
2. Обязательно просите клиента детально составить ТЗ, приложить фото того, что нравится. Это сузит круг поиска, упростит задачу в постороении концепции
3. Сразу оговаривайте условия своей работы.
4. Берите предоплату сразу. Сразу 50%, это гарантия того, что у клиента серьезные намерения. Сразу предупреждайте, что предоплата не возвращается.
5. ОБЯЗАТЕЛЬНО согласовыайте каждый шаг с клиентом, прикладывайте скриншоты и постоянно спрашивайте нужны ли правки.
5. Вы дизайнер и вам лучше видно подойдут те или иные детали или нет. Не стесняйтесь выговаривать свое видение клиенту. У него своя точка зрения, с технической стороны он вряд ли представляет все это. Вам же проще его направить., так как вам видней нюансы.
Вроде как все...из основного. Если что-то вспомню, еще напишу)
Не забывайте о доброжелательности)
Мне было бы интересно подглядеть, что заказчики и клиенты говорят о дизайнерах Может тогда было бы понятнее почему мы друг друга порой не понимаем. Никто не знает где обиженные дизайнерами заказчики рассказывают о них?
Я могу только опытом работы в полиграфии поделиться с заказчиками офлайн.
Очень важно научиться понимать заказчика, как и вообще других людей, ведь мы люди часто ведём монологи, хотя вроде говорим с другим человеком, а он понимает своё, ты своё, и в итоге кто о чём...
Мой совет дизайнерам - старайтесь подружиться с клиентом, потому что они сами очень хотят с вами подружиться, им очень важно наличие своего человека в этом страшном месте дизайн-контора, где все носятся, никто на тебя не смотрит, что-то режут, печатают и т.д.
Обязательно делайте заказы, не откладывайте, даже если у вас их триллион одновременно. Заказчики приходят без предупреждения (есть такой пункт в их тз - срочно и "уже вчера нужно было" и это зачастую самый важный пункт) и огорчаются если ты для них ничего не сделал, лучше открыть хотя бы набросок и еще раз обсудить детали.
Всегда берите предоплату (100 р. хотя бы) и контакты. Заказчики любят, когда им звонят
У фриланса свои нюансы. Пока я присматриваюсь хочу ли я, могу ли я.
Мне бы хотелось работать в конторе с коллегами-принтерами, но не 7 дней в неделю по 10 часов, а дня три, но пока такой фирмы не встречалось
Добрый день. А писать куда ? Сюда ?