Уроки Все для Художника Екатерина Полковникова 14 апреля 2021

5 сложностей с фундаментальной теорией цвета

Сложность урока: Легкий

Теория цвета — это первое, чему учат графических дизайнеров. Теория укладывается в простые правила, которые легко применять в работе. Она рассказывает о цветовом круге, первичных / вторичных / третичных цветах, цветовой температуре, цветовых гармониях и психологии цвета.

Однако, поскольку эти основы теории цвета настолько фундаментальны, в ней упрощаются некоторые вопросы и пропускаются нюансы. В конце концов, это основные правила, которые должны дать вам общее представление о концепции цвета, — все в одном. Но чтобы быть настоящим профессионалом — нужно смотреть глубже.

В этой статье мы рассмотрим пять мифов теории цвета, попытаемся понять, что было упущено для простоты восприятия.

1. Миф о температуре цвета

Основная концепция теории цвета строится на том, что оттенки обычно делят на две группы: холодные и теплые. Это разделение полезно, потому что цветовые схемы, основанные на оттенках только одной группы, обычно выглядят аккуратно и последовательно. Эта концепция основана на том, что фотографы называют балансом белого.

Цвета, которые мы видим вокруг, созданы светом. Таким образом, цвет этого света влияет на каждый оттенок вокруг, изменяя все оттенки на своем пути. Когда оттенок света постоянен, наши глаза могут нейтрализовать его, чтобы мы могли распознать белый цвет как белый, даже если он выглядит желтым или синим.

Когда белый на картинке выглядит желтым, все остальные цвета тоже становятся желтоватыми — мы называем их теплыми. Когда белый выглядит синим, другие цвета становятся голубоватыми, и мы называем их холодными. Холодные и теплые цвета имеют разные значения в психологии цвета, но самый важный урок, который следует извлечь из этого, заключается в том, что теплые оттенки хорошо смотрятся среди других теплых оттенков, а холодные среди холодных, а при смешивании они бросаются в глаза.

Но как распознать теплые и холодные оттенки? Фундаментальная теория цвета предлагает нам простое решение: колесо цветовой температуры. Оно аккуратно делится пополам, разделяя цвета на теплые и холодные оттенки.

Хотя на этом изображении нет ничего принципиально неправильного, оно слишком упрощает тему цветовой температуры. Это приводит к неправильному пониманию того, что некоторые оттенки могут быть теплыми и холодными сами по себе, как если бы температура была свойством самого цвета. Зеленый цвет называют холодным, а красный — теплым. Общее правило таково: чем более голубоватый цвет, тем он холоднее, а чем более желтоватый цвет, тем он теплее.

Проблема в том, что температура цвета не существует сама по себе. Вы не можете просто выбрать один цвет из цветового круга и сказать, теплый он или холодный. Давайте разбираться! Задумайтесь на минутку — какая температура у этого цвета?

Если использовать цветовой круг в качестве образца, то мы назовем цвет холодным. А теперь давайте добавим компаньона:

Этот цвет все еще кажется холодным? Вы наверняка обратили внимание, что он выглядит заметно теплее. Так теперь он теплый? Давайте еще больше запутаем ситуацию, добавив еще один цвет:

Так что же это за цвет сейчас: теплый, холодный или нейтральный? Правда в том, что ни то, ни другое. Цвета сами по себе не имеют температуры. Температура ощущается при их сравнении— дело не в том, насколько голубоватый цвет, а в том, насколько он голубоват по сравнению с другими в окружении. Можно буквально выбрать синий и сделать его теплым, подчеркнув его связь с красноватыми оттенками.

Таким образом, более точное колесо цветовой температуры будет выглядеть так:

Это все еще довольно условно — желтый холоднее или теплее оранжевого? Ответ будет зависеть от вашего личного опыта.

Мы должны смотреть на это колесо не для выбора теплых и холодных оттенков, а для поиска взаимосвязи между ними, например зеленый теплее синего, но холоднее желтого. В конце концов, все, что нужно, чтобы изменить температуру цвета, — это придать ему желтоватый или голубоватый оттенок — и это можно сделать с любыми цветами, что делает бесполезным классический круг цветовой температуры.

Поэтому вместо того, чтобы ограничиваться одной половиной цветового круга, всегда следите за тем, чтобы все цвета в сцене имели одинаковый оттенок — голубоватый или желтоватый. Этого достаточно, чтобы создать приятную согласованность баланса белого.

2. Цвет относителен

Цветовой круг показывает нам все оттенки вместе. Он выглядит идеальным инструментом для графического дизайнера, идеальная палитра цветовых образцов. А главное — просто приятно смотреть на идеальную яркую радугу!

Так что же может быть не так в том, что так великолепно? Одним словом, это искусственно. Цвета выглядят по-другому, когда они являются частью радуги, и по-другому, когда они являются частью более приземленной картины, даже если они абсолютно одинакового цвета. Мозг может получать точно такую ​​же информацию от света, падающего на объекты, но его интерпретация не обязательно окажется идентичной.

Я намекала на эту проблему в предыдущем разделе, когда говорила о цветовом балансе. Мы видим мир в различных условиях освещения днем ​​и ночью, но для нас это мало что меняет. Это потому, что наш мозг старается нейтрализовать последствия изменений, заставляя нас видеть что-то постоянное. Когда вы идете по улице ночью, комнаты за окнами могут выглядеть желтыми или оранжевыми. Но когда заходишь внутрь, оранжевого оттенка нигде не найти.

Этот эффект работает даже здесь — вы видите яблоко на синем фоне как темно-красное, а то же яблоко на белом фоне выглядит черным.

На самом деле это не ошибка, это особенность — наш мозг просто помогает нам распознавать объекты, показывая их одинаковыми независимо от того, как они выглядят в данный момент. Красное яблоко будет выглядеть красным независимо от того, освещено ли оно прямым солнцем, скрыто в тени или залито мягким серым светом пасмурного дня. До тех пор, пока изменение света одинаково влияет на всю окружающую среду, наш мозг знает, как «вычесть» этот эффект.

Просто посмотрим на это фото еще раз. Мы видим все эти объекты белыми, хотя это не так. Если посмотреть на эти цвета, мы увидим, что это разные оттенки серого, теплые и холодные. Но можно сказать: «Конечно, они не совсем белые, но они достаточно близки».

Давайте посмотрим на них отдельно. Вам они кажутся почти белыми?

Что же произошло? Наш мозг интерпретирует картину в целом. Он не распознает цвета, как палитра цветов Photoshop. Его не волнует объективный оттенок или яркость; его волнует только то, что означают цвета. И это значение представляется нам в виде визуальной информации, которая не имеет ничего общего с объективными цветовыми свойствами объекта. Более полезно видеть книжный шкаф белым, как это было бы при идеальном освещении, чем воспринимать его затененные стороны как окрашенные по-разному по какой-то причине.

Вероятно, это причина неразберихи по поводу платья (https://en.wikipedia.org/wiki/The_dress) — известной фотографии, которая заставила людей усомниться в собственном зрении. Как это возможно, что одни и те же цвета можно увидеть, как синий и черный или белый и золотой? Фотография не освещена должным образом, из-за чего наш мозг очень запутался в интерпретации цветов. Мозг некоторых людей удалил предполагаемую передержку, интерпретируя цвета как размытые синий и черный. Мозг других людей удалил предполагаемую тень, интерпретируя цвета как затемненные белый и золотой. Но на фото не хватило информации, чтобы решить, какой вариант правильный!

Если посмотреть на разделенные изображения справа, невозможно увидеть что-либо, кроме черного сверху и ничего, кроме золота внизу, даже если это точно такого же цвета!

Эта особенность нашего мозга усложняет работу с цветом. Цвет, выбранный непосредственно из цветового круга, может волшебным образом измениться, как только вы поместите его на место. Конечно, на самом деле он не меняется — просто кажется, что меняется. Но когда дело доходит до цветов, что важнее — что они из себя представляют или как выглядят?

Вернемся к цветовому кругу. Вы, вероятно, видите здесь два разных оттенка фиолетового: более темный слева и более яркий справа, что-то вроде квадратов ниже. Но правда в том, что они одного цвета, # 8000FF.

Проверьте «Пипеткой», если не верите!

Итак, как выглядит # 8000FF сам по себе? На самом деле никак! Цвета создаются во взаимодействии. Даже самый «нейтральный» цветовой круг показывает оттенки по отношению к белому фону и друг другу. И как только мы уберем один цвет из этой взаимосвязи с другими, эти новые связи создадут из него новый цвет.

Можно думать о цветах как о компонентах еды — соль хорошо сочетается с картофелем, но не с клубничным джемом. Вкусы компонентов влияют друг на друга, поэтому вкус всего блюда — это нечто большее, чем сумма компонентов.

Таким образом, цветовое колесо — это всего лишь базовая отправная точка. Мы не должны принимать решение, какой цвет выбрать, исходя из того, как он выглядит на цветовом круге. Ярко-красный может выглядеть очень агрессивно в компании целой радуги, но его можно превратить в довольно приглушенный тон, когда вокруг нет синего и зеленого. Точно так же фиолетовый может выглядеть темным и тусклым на колесе, но он может ярко сиять в правильной компании.

То, как цвет выглядит на круге, может иметь мало общего с тем, как он выглядит в вашем проекте.

3. Интенсивность важнее оттенка

Цветовой круг можно использовать в теории цвета, чтобы показать взаимосвязь между цветами и дать нам несколько готовых решений для хорошей композиции. Фундаментальная теория цвета учит нас различным цветовым схемам, например монохроматическая:

комплиментарная:

аналоговая:

комплиментарная триадная:

триадная:

Идея состоит в том, что наши глаза могут распознавать отношения между цветами, и, если отношения организованы, схема выглядит согласованной для нас. Проблема в том, что этот метод говорит только о оттенках, а цвет — это гораздо больше, чем оттенок. Например, у этих трех цветов одинаковый оттенок, но, как вы можете видеть, это разные цвета.

Но для вас это не сюрприз? Как графический дизайнер вы, наверное, тоже знали о насыщенности и яркости. Фундаментальная теория цвета рассказывает о светлых тонах (цветах с пониженной насыщенностью) и темных (цветах с пониженной яркостью). Это пришло непосредственно из традиционной живописи, где насыщенность снижается за счет добавления белого, а яркость уменьшается за счет добавления черного.

1 – темные тона, 2 – чистый оттенок, 3 – светлые тона.

Изучая основы, вы могли упустить концепцию интенсивности. Ее часто либо игнорируют, либо приравнивают к яркости. Это потому, что ее нельзя изменить ни одним ползунком в Photoshop. Интенсивность — это то, что для всех оттенков установлено по умолчанию, и ее можно изменить, только изменив их насыщенность и яркость.

Так что же такое интенсивность? Это относительная яркость. Это не яркость, которую просто имеет цвет, например яркость/насыщенность белого, которую можно измерить с помощью Пипетки. Это то, насколько ярким кажется один цвет по сравнению с другими. И поскольку наши глаза не одинаково чувствительны к каждому оттенку, мы видим некоторые оттенки темнее, а некоторые ярче, хотя в чистом виде они все на 100% яркие. Их значение интенсивности легко увидеть, если уменьшить насыщенность цветового круга (обесцветить):

Ответ на это любопытное явление довольно прост, если знать, как создаются цвета. Белый свет состоит из трех основных оттенков: красного, зеленого и синего (RGB). Белый — самый яркий цвет, который когда-либо мог быть — его относительная яркость (интенсивность) составляет 100%. Но если он на 100% яркий, это означает, что его компоненты должны быть менее 100% яркости. Именно это и происходит: красный — 30% яркости, зеленый — 59%, синий — 11%.

Поскольку значение интенсивности основано на нашем восприятии, а не на положении цветов на цветовом круге, цветовой круг нам совсем не поможет. Оттенки перестают быть простыми; в одном месте интенсивность растет, затем уменьшается, затем на мгновение увеличивается и снова падает — никакого порядка. И все потому, что основные цвета (составляющие всех остальных цветов) не равны по интенсивности.

Вам придется реорганизовать оттенки, чтобы поставить их в соответствии с интенсивностью, но невозможно создать из них круг, потому что есть начало (темный) и конец (яркий).

Вернемся к гармоничным цветовым схемам. Кажется, что они дают хорошие проверенные решения, но если попытаться применить их к своему дизайну, то все эти схемы в чистом виде яркие и неприятные. Они либо слишком контрастны, либо слишком схожи.

«Но нельзя же их так использовать!», —скажет нам учитель теории цвета. — «Вам все еще нужно отрегулировать светлые и темные тона». И действительно, после небольшой доработки эти контрастные триадные схемы начинают выглядеть весьма привлекательно:

Но то же самое и со всеми другими цветовыми схемами, даже если они сделаны с совершенно случайными оттенками! В чем разница между схемой триады и случайной схемой? Конечно, можно сказать, что первое основано на определенных отношениях на цветовом круге. Но ... ну и что? Что мы действительно получаем от всего этого, кроме доказательства, что знакомы с классической теорией цвета?

Как видите, правильные светлые и темные тона более важны для создания согласованной схемы, чем конкретные оттенки. А светлые и темные тона без цвета — это ... интенсивность. Схема с хорошо сбалансированной интенсивностью будет хорошо смотреться независимо от используемых оттенков. И наоборот, хорошо спланированные оттенки никогда не будут выглядеть хорошо, если использовать неверную интенсивность.

При создании дизайна вы должны в первую очередь сосредоточиться на интенсивностях. Оттенок на самом деле не так важен, как цветовые гармонии заставляют думать!

Случайная цветовая схема с хорошими интенсивностями всегда побеждает гармоничную цветовую схему с плохими значениями интенсивности!

4. Универсальной психологии цвета не существует

В графическом дизайне цвета должны выглядеть не просто красиво. У них есть функция — они должны вызывать у зрителя нужную реакцию, сразу же передавать ему некоторую информацию. Визитная карточка юриста должна вызывать иные эмоции, чем флаер на новогоднюю вечеринку, и цвета играют здесь очень важную роль.

Разное назначение — разные цвета. Визитная карточка дизайнера в сравнении с визиткой юриста.

Фундаментальная теория цвета, как обычно, пытается предложить несколько готовых решений по психологии цвета. Красный — активный и волнующий, желтый — о счастье, розовый — женственный, а черный - серьезный и формальный. Есть целые длинные списки того, что означают определенные цвета, где их использовать и где их избегать. Но даже без них у нас есть интуиция в отношении того, что работает, а что нет.

Но откуда же взялась эта интуиция? Почему определенные цвета что-то значат? В этой области недостаточно исследований, но данные свидетельствуют о том, что значение цветов в основном основано на культуре. Другими словами, цвета связаны с тем, для чего они обычно используются, и они используются для ... того, с чем они обычно связаны. Это проблема курицы и яйца: мы создаем культуру или культура создает нас. Вероятно, существовало какое-то основное, изначальное значение цветов, с которого начинались все культуры, но все развивалось по-разному в разных частях мира.

Это означает, что наша интуиция о значении цветов основана на том, что мы уже видим вокруг себя, и это только лишь подтверждается теорией цвета как определенным правилом, которому нужно следовать. Используется ли синий цвет на визитных карточках и в логотипах банков и других респектабельных организаций, потому что он вызывает в памяти уверенность и профессионализм, или наоборот? Трудно сказать, но одно можно сказать наверняка: независимо от того, почему, это все еще работает.

Но вот проблема: культура Запада не является принятой по умолчанию и не является мировой. Так может только казаться, если находиться в западном культурном кругу, будь то на самом деле или виртуально, но существует огромное количество людей, живущих в очень разных культурах — и их интуиция в отношении цветов также может сильно отличаться.

Например, желтый — это цвет радости и тепла на Западе, но в Латинской Америке он часто ассоциируется со смертью и трауром. В Китае красный — очень позитивный цвет, полный счастья и энергии, но на Ближнем Востоке и в некоторых африканских странах люди считают этот цвет символом опасности или зла. На Западе белый цвет традиционно ассоциируется со свадьбами, но во многих азиатских странах это фактически символ смерти — к нему относятся так же, как жители Запада традиционно относятся к черному.

Белый цвет представляет собой свадебное платье или похоронный наряд? Черный цвет олицетворяет элегантность или траур? Собственной интуиции может быть недостаточно, чтобы передать определенную информацию.

Цвета похожи на язык, но этот язык не универсален. Так же, как одно и то же слово может означать разные вещи на разных языках, один и тот же цвет может по-разному интерпретироваться в разных культурах. Следование одному официальному руководству может помочь привлечь одну культуру, но также оттолкнуть другие. Не существует единственно правильной интерпретации цветов, и не стоит предполагать, что наша используется по умолчанию.

5. Нарушение правил приносит больший результат, чем их соблюдение

Теория цвета полна правил, которые указывают путь и все упрощают. Создаете логотип для ресторана быстрого питания? Используйте желтый и красный! Создаете упаковку для продукта, предназначенного для женщин? Используйте розовые или пастельные тона! Вы хотите, чтобы к вашей работе относились серьезно? Используйте темно-синий цвет! И не дай бог использовать нежные тона в мужском изделии!

Можно сказать, что эти продукты созданы для мужчин, хотя ни на одном из них нет этикеток.

Как упоминалось в предыдущем разделе, эти правила используются, потому что они работают, и они работают, потому что они используются. Но из-за того, что они так широко используются, они начинают казаться скучными, нейтральными, нормальными. И скучно, как правило, последнее в списке целей при создании чего-либо! Так, может быть, лучше нарушить правила?

Правила меняются со временем. Прекрасный пример — раньше голубой цвет считался цветом для девочек, а для мальчиков — розовый. Позже тенденция изменилась, и сегодня невозможно перепутать полки с игрушками для девочек и для мальчиков. Но люди устают от этого. Все чаще родители стараются не навязывать своим детям какие-либо гендерные стереотипы, позволяя им развивать свою личность с минимальным давлением. Поэтому очень востребованы игрушки и одежда, нейтральные в гендерном отношении, и создание зеленого или желтого продукта может оказаться простым способом выделить его из моря розового и голубого.

Можно перестраховаться или рискнуть и привлечь внимание к своему дизайну, уклонившись от общих трендов.

Западная культура на какое-то время назад сделала акцент на индивидуальности, отказавшись от жестких традиций, которые часто означали ограничения ради сохранения вещей такими, какими они были всегда. Общество все больше осознает свои собственные потребности и то, как компании пытаются им манипулировать. Нам не нравится, когда с нами обращаются как с идиотами, и создание дизайна на основе стереотипов определенно похоже на это. Как дизайнеры, мы можем формировать восприятие гендера и социальных ролей, сохраняя стереотипы или избегая их.

Мы, люди, все больше осознаем, как наши действия влияют на окружающую среду. Сейчас в моде экология, минимализм и естественный образ жизни. Яркий красочный пластик заменен более натуральными материалами, и меньшее начинает значить больше. Кажется, что миру достаточно ярких, броских красок. Итак, мы стоим перед выбором — следовать проверенным правилам только потому, что они правила, или осмелиться создать что-то новое. И глядя на синюю вывеску McDonalds, элегантную, спокойную и вписывающуюся в окружающее пространство, трудно не усомниться в справедливости правила желтого и красного.

Следование трендам окупается, но еще больше окупается, если вы устанавливаете новые. А чтобы создавать новые тенденции, нужно держаться подальше от старых, игнорируя вековые правила в целях создания чего-то свежего. В конце концов, никто не может сказать, используются ли эти правила, потому что они работают лучше всего, или они работают лучше всего, потому что используются постоянно!

Заключение

Быть графическим дизайнером — значит быть креативным. Хотя фундаментальная теория цвета — очень полезный инструмент для новичков, в большинстве случаев она скорее ограничивает, чем помогает. Не существует теории, охватывающей все правила дизайна, и теория цвета определенно не может быть таковой. К нему следует относиться больше как к предположению, как к отправной точке, но если хотите проявить творческий подход, нужно научиться нарушать правила.

Автор: Monika Zagrobelna

Источник: design.tutsplus.com

9 299 7
Печать Жалоба

Комментарии 7

Очень интересно, читала на одном дыхании. Спасибо большое

Лучшая статья из всех, что читала о цвете! Просто браво!

Спасибо за познавательную статью:thumbs-up:

Спасибо большое . Очень интересно и познавательно.

Ух, мой мозг получил такую порцию "еды" от этой статьи, будет теперь долго переваривать. :beaming-face-with-smiling-eyes:
Спасибо!:cherry-blossom::cherry-blossom::cherry-blossom:

Спасибо большое за статью! Очень полезно, информативно и наглядно. Кое-что новое для себя почерпнула.

Добавить комментарий / работу

Новые работы пользователей

По заданным фильтрам работы не найдены

Попробуйте изменить критерий поиска или сбросить фильтры


Смотреть все работы

Предыдущая Следующая
Добавлена {{work.date}}
Не удалось загрузить работу. Возможно она была удалена.
GIF {{work.bite}} Мб Загрузить
Редактировать Удалить
18+
Работа имеет содержимое для 18+ лет
{{work.views}} {{work.comments}}
Жалоба

Комментарии {{work.childs.length || 0}}

Видео к работе
Популярные работы автора:
Работа получила награды:
Курсы автора:
Онлайн-курс

Жалоба

Опишите суть жалобы, при необходимости добавьте ссылки на скриншоты

Спасибо! Ваше обращение ушло на рассмотрение.

Название работы

Описание работы (необязательно)

Комментарий

Ваша миниатюра:

Название:
{{name}}
Описание:

Исходник:

{{source.name}} {{source.name}}

Тэги:
#{{tag.label}}

Есть ли у вас исходник к работе?

Исходник — это файл из исходных изображений, которые использовались для создания вашей работы. Исходник позовляет лучше понять вашу работу. Он не обязателен, но работы с исходниками получают больше лайков и имеют право на участие в еженедельных конкурсах.
jpg-файл, максимальный размер 1920x1080px

Пример исходника

Выберете тэги работы:

Тэги позволяют лучше находить вашу работу другим пользователям. Подумайте какие тэги описывают вашу работу лучше всего и проставьте их. Это даст вам больше просмотров, лайков и комментариев. 

Не более десяти тэгов на одну работу

Комментарии к работе будут отключены, на их месте будет выведена реклама.

После добавления работы:


Запланировать публикацию

Отменить планирование
Запланировать

Используя данный сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie, данных об IP-адрес, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее